Безопасность детей
ПДД в ДОУ
Организация работы
по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУ детском саду №9 "Ласточка"
Отдавая ребенка в детский сад, любой родитель должен быть уверен в том, что их детям здесь будет безопасно, комфортно, тепло и уютно, здесь ребенок получит образование.
Приоритетным в работе всего коллектива детского сада является укрепление и сохранение физического и психического здоровья воспитанников.
В учреждении создана система обеспечения безопасности, которая включает в себя: пожарную, антитеррористическую, техническую, гигиеническую безопасность, охрану жизни и здоровья воспитанников.
Особое место отводится работе по обучению детей правилам дорожного движения, формирования у дошкольников осознанного поведения на улице. В учреждении ведется систематическая, планомерная работа в данном направлении. Педагогический коллектив детского сада убежден в том, что обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста.
Целью педагогического коллектива является воспитание из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Задачи:
– Создание оптимальных условий для формирования устойчивых навыков осознанного, безопасного поведения воспитанников на улицах и дорогах ;
– повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по профилактике дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении;
– всестороннее использование практических форм и методов обучения и воспитания;
– развитие сотрудничества, сотворчества и совместной деятельности работников ГИБДД, педагогов, родителей, представителей общественных организаций;
– повышение компетентности педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах детской безопасности;
– привлечение внимания общественности, родителей (законных представителей) к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма осуществляется в следующих основных направлениях: создание материально – технической базы, предметно – развивающей среды; работа с педагогами; работа с детьми; работа с родителями (законными представителями) воспитанников; взаимодействие с социумом.
Материально – техническая база
МДОУ функционирует в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности. В дошкольном учреждении создана отличная материально–техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематическая работа по созданию предметно–развивающей среды. Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.
При формировании представлений дошкольников о правилах дорожного движения предметно – развивающая среда должна быть не только разнообразной и разноплановой, но и функциональной: дети должны овладевать игрой, общением в процессе ознакомления с правилами дорожного движения, интегрировать в процессе игры разные виды детской деятельности.
На территории детского сада, на асфальте, имеется дорожная разметка, позволяющая проводить игровые и практические занятия с детьми на свежем воздухе в приближенных к реальным условиям.
В холле и группах детского сада имеются информационные стенды для родителей (законных представителей), на которых регулярно обновляется информация по данной проблеме.
Содержание образовательного процесса в учреждении выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования. разработанной в соответствии с ФГОС ДО и ФОПДО. В помощь воспитателям по организации обучения детей правилам дорожного движения в методическом кабинете детского сада создан учебно- методический комплекс, содержащий:
- обучающие видеофильмы;
- комплекты плакатов «Правила дорожного движения»;
- картотека бесед, прогулок, игр, стихотворений, загадок для детей разных возрастов;
- конспекты сценариев праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конспектов занятий и развлечений;
- наглядные пособия;
- методическая и художественная литература;
- макет светофора;
- наборы дорожных знаков;
- светоотражающие элементы;
- подписка на газету «Добрая дорога детства» и др.
В каждой возрастной группе оформлены тематические уголки по ПДД, в которых широко представлен наглядный и демонстрационный материал. В уголках имеются:
– атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой;
– комплекты дорожных знаков;
– наглядно-иллюстративные материал;
– обучающие и развивающие игры;
– детская художественная литература;
– картотека стихов, загадок, считалок, поговорок, пословиц;
– наборы специализированных машин;
– жезлы, рули и пр.
Работа с педагогами
В ДОУ ведется регулярная и планомерная просветительная работа среди педагогов по проблемам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма.
В каждой возрастной группе имеются тематические планы работы по изучению ПДД, разработаны план – конспекты занятий в группе, на улице, в автогородке, сценарии развлечений, родительских собраний и пр.
С педагогами в течение года проводятся информационно-практические обучающие занятия, консультации, выставки, мастер-классы, изготовление методических игр и пособий, обзор литературы, семинары, конкурсы педагогического мастерства; встречи с сотрудниками ГИБДД.
Работа с детьми
Обучение детей правилам дорожного движения начинается с раннего возраста и организовано во всех возрастных группах детского сада.
В младшей группе в уголках по ПДД дети играют и приобретают знания о том, что на улицах города есть большие и маленькие дома, дорога и тротуар, отличают понятия «улица» и «дорога». Играя с машинами, учатся различать легковой и грузовой транспорт, учатся правилам поведения в транспорте, на тротуаре, при переходе дороги, что главным на дороге является светофор.
В средней группе оформлен уголок с перекрестком. Дети, играя, знакомятся с элементами разметки «зебра», «разделительная линия», одностороннее двустороннее движение. Во время сюжетно-ролевой игры дети учатся правилам перехода проезжей части, узнают, что на дорогах есть знаки, которые предупреждают пешеходов и водителей о том, что их ждет впереди. В этой группе используются не простые, а «живые», эмоциональные дорожные знаки.
Основная работа по обучению детей правилам дорожного движения продолжается в старшей и в подготовительной группе. Содержание материала в этих группах более сложное: в уголках обозначены различные типы перекрестков с нанесенной разметкой, тротуары, остановки транспорта, различные виды знаков. Дети знакомятся с таким понятием, как «многополосное движение», средствами регулирования дорожного движения. Основным направлением работы является интеллектуально-игровая деятельность в виде занимательных игр, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.
Обучение правилам дорожного движения проводятся и на занятиях по разным видам деятельности (рисование, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия, физкультурные занятия).
Значительное место отводится практическим формам обучения: игре, наблюдению, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.
Формы работы с детьми: комплексные занятия, игры (дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные), занятия в мобильном автогородке, чтение художественной литературы, встречи с сотрудником ГИБДД, применение полученных знаний на практике, тематические недели по правилам дорожного движения, театрализованная деятельность, беседы, досуги, праздники, развлечения, проведение выставок и пр.
Работа с родителями (законными представителями)
Родитель – пример для своего ребенка, поэтому ДОУ тесно сотрудничает и взаимодействует с семьями воспитанников.
Эффективное взаимодействие с родителями воспитанников по данному разделу осуществляется через обучения родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Формы работы с родителями (законными представителями): родительский всеобуч (занятия для родителей с участием сотрудников ГИБДД), родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД, выставки совместных творческих поделок, сотворчество родителей, детей и воспитателей, наглядность для родителей: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками, анкетирование, индивидуальные консультации, беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Взаимодействие с социумом
Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве органами ГИБДД.
При тесном взаимодействии с социумом, коллектив решает следующие задачи:
– Реализовывает единую линию предупреждения дорожно-транспортного травматизма детей на этапах дошкольного детства, придав педагогическому процессу познавательный и здоровье сберегающий характер;
– Организовывает пропаганду и всеобуч родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.
Взаимодействие педагогов и работников ОГИБДД осуществляется в разных формах:
– посещение инспекторами ДОУ с целью оказания методической помощи в определении наиболее практически значимых тем по основам безопасности дорожного движения;
– обследование территории, прилегающей к учреждению, на предмет наличия (отсутствия) и соответствия (несоответствия) Гостам необходимых дорожных знаков, дорожных разметок, светофоров и т. д;
– разработка схем безопасных маршрутов в дошкольное учреждение;
– оказание помощи в разработке информационных «Уголков безопасности» по пропаганде безопасности дорожного движения;
– чтение лекций и проведение профилактических бесед с родителями на родительских собраниях, в повседневной жизни;
– проведение бесед с детьми;
– участие в праздниках и развлечениях;
– организация смотров-конкурсов.
Направления работы
- С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
- С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
- С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха
Коллектив ДОУ обеспечивает безопасность детей с учётом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей
- противопожарная и техногенная безопасность
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов
Основные задачи
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства
- Аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
- п. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- ст. 1064 Гражданского кодекса
- ст. 1065 Гражданского кодекса
- ст. 63 Семейного кодекса
- ст. 65 Семейного кодекса
- Закон об образовании
- ст. 6, 19 Конвенции по правам ребёнка
- Приказ Минобразования от 15.01.2002 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 07.08.2000 № 2414 «О принятии мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений» и Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 26.04.2002 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»
- Письмо Минобразования от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Письмо Минобразования от 27.11.2015 № 08-2228 «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях»
- Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Устав ДОУ и родительский договор
Материалы для работы с детьми
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребёнок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ — М., 1998 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010
Обеспечение безопасности детей
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:
- металлические двери
- тревожная кнопка
- система пожарной сигнализации
- план эвакуации детей
- видеонаблюдение
В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары
- вопросы рассматриваются на педагогических советах
- создана соответствующая развивающая среда
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
- ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара